Дух Тибета

 

Немного о происхождении породы тибетский мастиф

 

 

Большинство пород собак, имеющих древнее происхождение, на протяжении веков несут в себе черты образа жизни народов тех стран или территорий, где зародилась порода. Ещё одной особенностью описаний древних пород собак является то, что в истории таких пород часто можно встретить отзвуки легенд и  мифов, народных эпосов.

 

 

Безусловно, это применимо к тибетским мастифам– одной из древнейших пород собак, дошедших до наших дней. Как же сказывается Тибет и образ жизни его народов как в самих  тибетских мастифах, так и в представлениях о них?

Тибетский мастиф Йонг Сандари да вы в тибете
Тибетский мастиф Eyong Sundari:
- Здрассте, вот Вы и на Тибете

 

Тибетский мастиф Петро-Престиж грозный страж 
Тибетский мастиф Петро-Престиж
 - грозный страж.
Страшно, да?

Тибет на протяжении даже не веков, а тысячелетий в связи с расположением в труднодоступной местности имеет репутацию загадочного места. И как всё загадочное Тибет всегда манил представителей других народов и континентов. Столь же манящий и загадочный ореол изначально окутывал и собак Тибета, получивших публичную известность за пределами родной страны под именем тибетских мастифов.

В литературе, посвящённой тибетским мастифам, стало уже хрестоматийным ссылаться на Марко Поло, как первого европейца, давшего описание тибетских  мастифов. Одновременно весьма популярны ссылки и на Аристотеля, более чем за тысячу лет до Марко Поло упоминавшего громадных собак с востока, которых принято также отождествлять с тибетскими мастифами. Фактически все эти литературные источники свидетельствуют о том, что во времена их написания на территории Тибета существовали собаки, производившие впечатление на иноземцев своей мощью.

 

Более обширные описания тибетских мастифов в европейских источниках появляются только в конце 18 и 19 веках. Этих документальных свидетельств не так много, и они широко используются в литературе о тибетских мастифах. Речь идёт о заметках Джорджа Богла, Самуэля Тернера, Брайана Ходжсона, Джозефа Далтона Хукера. Некоторые путешественники были государственными чиновниками и военными, отправившимися в  Тибет по долгу службы, некоторые натуралистами.

 Щенок тибетский мастиф Петро-Престиж Духи тибета 3 штуки
Три тибетских богатыря Петро-Престиж.

Внизу: они же, но уже слегка обмусоленные

Щенки тибетского мастифа питомник Петро-Престиж

 

 Щенки тибетского мастифа питомник Петро-Престиж Горные вершины
Гималайские вершины у вас дома

Благодаря этим заметкам к концу 19 века в Европе была известна порода тибетских аборигенных собак, называемых тибетский мастиф или тибетский дог. Эти собаки имели более-менее единообразное описание. Появились также иллюстрации, на которых запечатлена собака очень близкая по своему внешнему виду современным тибетским мастифам. К началу 20 века в Европе сложилось общее представление о внешних признаках тибетского мастифа, остающееся в своей основе неизменным до сих пор:

  • крупная собака
  • окрасы: чёрный и чёрно-подпалый, голубой и голубо-подпалый, рыжий, возможны белые пятна на груди
  • богатая шерсть, львиная грива
  • низкий давящий лай 

Все эти характеристики можно увидеть и в действующем стандарте породы тибетский мастиф.

Поскольку Тибет никогда не имел репутации страны, склонной к роскоши и излишествам, то закономерно предположить, что и тибетские мастифы появились и развивались с практическими  целями.В общедоступной литературе нет упоминаний о тибетских мастифах как храмовых собаках. Исходя из экономики и образа жизни народов, населявших Тибет, обыденная жизнь и типичные занятия жителей предполагали весьма традиционные ситуации, в которых полезной может быть крупная собака:

  • охрана скота
  • охрана жилищ
  • охрана путников, перемещавшихся как с товаром, так и без него. 

 Щенки тибетского мастифа питомник Петро-Престиж С горы свалились

Наличие в регионе крупных хищников требовали соответствующих размеров от собак, способных противостоять им. Но маловероятно, что у тибетцев была потребность в сторожевых собаках, размеры которых превосходили бы практические потребности. Причина этого – опять-таки экономическая. Климат Тибета не способствует получению излишков сельскохозяйственных продуктов при традиционных способах ведения земледелия и скотоводства. Питание собак должно быть экономически оправдано для владельцев.

А тяжёлые климатическиеусловия Тибета закономерно предопределили наличие у тибетских собак  богатого шерстного покрова. И, так же как и с размерами, шёрстный покров тибетских мастифов должен был быть достаточным, но не чрезмерным. Для аборигенных рабочих собак неприемлемо наличие декоративного шёрстного покрова, не имеющего практического значения и затрудняющего уход за собакой.

Сложившийся веками облик тибетских мастифов соответствовал всем естественным условиям их обитания и рабочему назначению. И исторические свидетельства, и современный облик тибетских мастифов находятся здесь в полном согласии.

Несколько иначе обстоит дело с характером и поведением тибетского мастифа, обусловленными, в конечном счёте, его образом жизни, определяемым в свою очередь рабочим предназначение породы.

Первые зарисовки европейцев сообщают читателю о грозной свирепой собаке. В чём же состоит эта свирепость? Опять-таки все дружно пишут о грозном лае, свирепом виде. Но ни одно из свидетельств не содержит упоминаний о том, что тибетский мастиф набросился на пишущего или на другого человека или домашнее животное на глазах автора записок.

По отношению к людям тибетский мастиф, по словам очевидцев, выглядит собакой устрашения. Собакой, один вид и предупреждающее поведение которой, отбивают всякую охоту попробовать, каков тибетский мастиф непосредственно в схватке.И такое поведение следует признать типичным и естественным для большинства старинных аборигенных пород, предназначенных для охраны скота и жилищ владельцев.

Более того, авторы записок о Тибете добросовестно упоминают о том, что тибетский мастиф в родной среде безусловно послушен членам своей семьи, включая женщин и маленьких детей. Тибетский мастиф, настороженно встречающий незнакомцев и исполняющий ритуал устрашения, прекращает свои действия по команде любого члена семьи. И нигде в заметках прошлых веков не встречается упоминаний о тибетском мастифе, как собаке самостоятельно принимающей решения в присутствии владельцев.

В связи с этим несколько нелогично выглядят встречающиеся в литературе сведения о том, что на Тибете днём тибетские мастифы сидели на цепи или в клетке, а спускали их с цепи или выпускали из клеток только ночью. Нестыковок здесь несколько.

Тибетские мастифы, охраняющие стада, должны были выполнять свою работу днём и ночью, что предполагает одинаковую степень свободы в любое время суток. Тибетские мастифы, охраняющие жилище владельцев, особенно в отсутствии мужчин, как об этом сообщают исторические источники, также должны были делать это независимо от времени суток. Серьёзные инциденты со случайными посетителями маловероятны в связи со стратегией устрашения, используемой тибетским мастифом,  и чётким выполнением команд членов семьи.

Большинство иллюстраций, а позднее фотографий, изображает тибетского мастифа в его родной среде обитания с кем-либо из членов семьи, а отнюдь не в клетке и не на цепи.

С клетками и цепями связан и ещё один не вполне очевидный момент. В 18-19 веках железные цепи не продавались на Тибете в сельских лавках, и любые  металлические предметы повседневного обихода приближались к предметам роскоши. По этой же причине сложно представить себе сооружение железных клеток для тибетских мастифов. Что касается кожаных поводков или деревянных клеток, то они вряд ли могут рассматриваться серьёзной преградой для тибетского мастифа. Изоляция тибетского мастифа в каком-либо помещении дома также не выглядит возможной, учитывая характер традиционных жилищ тибетских народов.

В традиционных обществах пастушья сторожевая собака, что соответствует исторической роли тибетского мастифа на его родине, становится фактическим партнёром хозяина во всех его делах. А партнёра не держат в клетке. Ситуации, в которых тибетский мастиф на исторической родине должен был оставаться со слабыми членами семьи – женщинами и детьми, превращает его в семейную собаку. И такая собака, заботясь о детях своей семьи, не будет проявлять агрессию по отношению к другим детям своей деревни.

При этом вполне вероятно, что европейцы встречали тибетского мастифа не совсем в его родной среде. Помимо сельского быта тибетские мастифы могли использоваться и в городах, прежде всего, для охраны резиденций местных правителей. И в этой среде отличной от той, где, собственно, и зародилась порода, условия содержания тибетского мастифа могли отличаться от традиционных. Но, строго говоря, в случае охраны резиденций местных правителей речь идёт уже об адаптации тибетского мастифа как рабочей сельской собаки к новым для него условиям жизни и работы.

И этот шаг от привычного образа жизни был только первым на длинном пути от  тибетского мастифа как аборигенной собаки народов, населяющих Тибет, к современному тибетскому мастифу – породе, признанной FCI, и получающей всё большую популярность во всём мире.

В последнее время на этом пути явно отмечаются тенденции, когда в имидже породы тибетский мастиф  всё чаще используется не её естественная история, а легенды и предания о громадных собаках Тибета. На этой волне в Китае получило широкое распространение в качестве одной из статей экспорта производство дизайнерских декоративных собак, выводимых по мотивам породы тибетский мастиф (http://www.youtube.com/watch?v=XIohpGLFCho).

Отличительной особенностью дизайнерских собак Китая, называемых их производителями в целях рекламы тибетскими мастифами, (что, к сожалению, способно создать путаницу у начинающих любителей собак) являются чрезмерные тяжесть и сырость, чрезмерный шёрстный покров, содержание в клетках и затруднённые движения. То есть все те качества, которые не могут быть приемлемы для рабочей собаки Тибета, ставшей прародителем современных тибетских мастифов, не утративших лучших качеств своих предков.

И появление на выставках всё большего количества тибетских мастифов – громадных, легко узнаваемых, прекрасно движущихся, с уравновешенной психикой, доброжелательных по отношению к людям и собакам свидетельствует о том, что порода тибетский мастиф не затерялась в веках и её современные представители не утратили всех тех лучших качеств, которые и позволили тибетским мастифам выживать и развиваться даже не в самых благоприятных условиях.